Пример расчета вентиляции супермаркета

Вы здесь

Типовая схема супермаркета и гипермаркета: Торговый зал площадью более 17 000 м2 с равномерным распределением покупателей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.

Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиа­ции, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены супермаркетов обычно глухие.

Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3–6 м и удаление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.

Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей параметры: tг = 95°С, t0 = 70°С.

Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в таблице

Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балансу и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.

Тепло– и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой работы, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество женщин как среди покупателей так, и среди работающего персонала принимается в размере 60% от общего числа.

Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по технологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:

  • 6 м2 для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;

  • 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.

В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров принимается из расчета:

  • одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;

  • одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.

Норматив подачи свежего воздуха: 20 м3/ч на покупателя и 60 м3/ч на работника магазина.
 

Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:

tв = 25°С; ?в? 60%.  Это параметры кондиционирования 2-го класса.

Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.

Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:

Lн = 3000•20 + 200•60 =72000 м3/ч.

Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проблематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточные агрегаты на высоте 6-8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь обслуживания 24х24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздуховодом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значи­тельно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м3/ч каждый.

Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. Пятнадцать шахт размером 1000x1000 мм, снабженных зонтами, утепленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.

Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте 10 м составят 726 кВт при внутренней температуре tв = 16°С, наружной tн = -26°С и удельной тепловой характеристике qуд = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же подвесными агрегатами. Тепловая мощность каждого из них должна быть:

726/30 = 24,2 кВт.

Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, то есть забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз. Температура перегрева воздуха составит:




 

Это несколько выше допустимой в 45°С, следовательно, к системам воздушного отопления следует подключить еще несколько агрегатов.

Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу):



от покупателей при tв = 25°С

от обслуживающего персонала при tв = 25°С

от освещения при освещенности 400 лк; qуд = 30 Вт/м2

от работающих экспонатов (телевизоры, осветительная аппаратура, кассовые аппараты и т.п)

3000•65 = 195 000 Вт

200•70 =14 000 Вт

518 000 Вт

63 000 Вт

Итого: 790 000 Вт

Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнительная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только охлаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит: 790000 : 70 =11300 Вт.

При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или G= 2880 кг/ч (однотипные с приточными) воздух будет охлаждаться на температуру:

и с температурой притока:

tn = tв – ?t = 25 –14 = 11°С спускается вниз с высоты 6-8 метров.

Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.

В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с таблицей. 

 







п/п

Помещения

Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С

Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений

приток

вытяжка

1

Торговые залы магазинов площадью
400 м2 и менее:

 

 

 

продовольственных

16

1

непродовольственных

16

1

2

Торговые залы магазинов площадью более 400 м2:

 

 

 

продовольственных

16

По расчету

 

непродовольственных

16

По расчету

 

3

Разрубочная

10

3

4

4

Разгрузочные помещения

10

По расчету

 

5

Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные

16

2

1

6

Кладовые (неохлаждаемые):

 

 

 

хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов,

16

0.5

овощей, солений, вина, пива, напитков;

8

1

обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов;

16

2

прочих товаров

16

 

0.5

7

Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении)

16

2

2

8

Гладильные

16

По расчету

 

9

Камеры для мусора (неотапливаемые)

1

10

Помещение для механизированого прессования бумажных отходов

16

1.5

11

Помещения для хранения:

 

 

 

упаковочных материалов и инвентаря

16

1

12

контейнеров обменного фонда

1

13

тары

8

1

14

уборочного инвентаря, моющих средств

16

1.5

15

Бельевая

18

0.5

16

Мастерские, лаборатории

18

2

3

17

Охлаждаемые камеры для содержания:

 

 

 

мяса, полуфабрикатов, гастрономии

0

рыбы

-2

овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков

4

4

4

мороженого, пельменей

-15

пищевых отходов

2

10

18

Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением

5

По расчету

 

19

Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением

5

2

3

20

Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ

18

1

21

Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи

16

1

22

Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала

16

50 м3/ч на унитаз

23

Душевые

25

5

24

Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах)

20

60 м3/ч на унитаз

25

Помещения приема и выдачи заказов

16